Истории из моей жизни. (alykel_hater) wrote,
Истории из моей жизни.
alykel_hater

Categories:

Когда провожали самолеты

Еще раз попробуем окунуться в историю и попробуем вспомнить хронологию выбывания авиатехники с регулярных линий СССР и России. (Именно из регулярного расписания пассажирских авиаперевозок страны. Частные борта, грузовые модификации и флот Северной Кореи мы отслеживать не будем.) Начнем хронологию с послевоенных времен, когда гражданские перевозки по воздуху начали становиться чем-то более-менее доступным для населения страны.
Если у кого будут поправки и замечания - добро пожаловать в комментарии, с удовольствием учту их.


В самом конце 50х - начале 60х годов (точнее узнать не получилось) была завершена эксплуатация первого  послевоенного типа гражданского воздушного судна СССР Ли-2.

Его начал вытеснять Ил-12, который на порядок по всем показателям превосходил потомка американского Дугласа DС-3.


Ил-12, пролетал до 1966 года и был так же замещен более удачной развитием самого себя - моделью Ил-14.




Ряд трагических катастроф привели в мае 1972 года к прекращению полетов на самолетах Ан-10, тогдашнего лидера страны по объемам пассажирских авиаперевозок.

Судьба антоновской конструктивно недоработанной "десятки" продолжилась в отличном и надежном Ан-12, но то уже был грузовой самолет, который в работе до сегодняшнего дня.


2 декабря 1976 года из Хабаровска в Домодедово выполнил свой последний рейс Ту-114, монструозное гражданское дитя советского ВПК.



1 июня 1978го рейсом Алма-Ата - Москва завершена пассажирская эксплуатация гордости советского авиапрома - сверхзвукового Ту-144.

Попытки в начале 80х возродить рейсы Москва-Красноярск-Хабаровск на модели Ту-144Д так и остались на бумаге.



В декабре 1979 года списывают по старости все Ту-104 и Ту-124.





Как-то студентом, в конце 80х я глазел на летное поле норильского аэропорта Алыкель. На перроне стояло несколько Ил-14х. Они тогда выполняли рейсы по Красноярскому краю и я даже предложил своим друзьям "А давайте куда-нибудь на нем слетаем?" Билеты на местные линии тогда не были заоблачно дорогими и мы спокойно могли сгонять на экскурсию например на Диксон и обратно. Но, мою идею никто не поддержал и она перешла в режим "когда-нибудь потом".
В 1989м году "когда-нибудь потом" умерло окончательно. Ил-14 были сняты с регулярных рейсов.


Ил-14 стал одним из долгожителей Аэрофлота на регулярке.


Летом 1993 года авиакомпания "Россия" (тогда она называлась Специальным летным отрядом правительства РФ и подрабатывала пассажирскими перевозками обычных граждан на своих не-VIP бортах) стала последней авиакомпанией страны, которая без особой помпы вычеркнула самолет Ил-18 из своего расписания.


А ведь это был мой самый первый самолет, на котором я девятимесячным пассажиром полетел из Норильска в Москву!
И потом, сколько раз мы летали на нем "на материк"! Именно таким, как на фото ниже, и я запомнил его.



Даже, если не брать во внимание этот личный факт, то у Ил-18го было еще множество заслуг и достижений в гражданской авиации СССР.



В начале 2009 года пришло время проститься с неоспоримым флагманом советской гражданской авиации - Ильюшиным 62.



Дольше всех на нем в стране летала компания "Интеравиа".






Первый отечественный аэробус, любимый многими "баклажан" Ил-86 (это был RA-86141) сошел со сцены 29 января 2011 года, выполнив прощальный рейс из народной здравницы Анталии в Москву.


Как оказалось, этих красавцев Аэрофлот даже не перекрашивал в свою новую ливрею образца 2003 года.



Следующим стал Ил-96. Рейс Ташкент - Шереметьево 30 марта 2014го.


Топливная эффективность брала свое.



Был такой региональный самолет Ан-140. Ну, как был.... Существовал в единичных экземплярах.

В августе 2015 перестал существовать. Даже в "Якутии".


А говорят - перспективный был самолет.



Октябрь 2018. Смерть "Томагочи". Он же Ту-204. Его вывела из расписания последний эксплуатант Red Wings

Почему "Томагочи"? Количество (и, особенно, качество) электроники в отечественной разработке наводило седовласых командиров, привыкших к ламповой аналоговости, именно к таким ассоциациям.



С невероятным почетом и освещением в СМИ в мае 2019 состоялись проводы Ту-134.

Достойное завершение карьеры: из рейса прямиком в авиамузей. Всем бы так!

Вот и всё. На май 2020 года больше потерь в реестре отечественного флота нет. Отсюда следует (очень скоро) следующий пост - оставайтесь на связи.

Tags: Авиа, история
Subscribe

  • Пока не поздно

    Если, прочитав предыдущий труд, вам взгрустнулось и захотелось не упустить возможность покататься на последних раритетах советского авиапрома, то…

  • UPD: Первая дюжина авиа-иномарок СНГ

    А так же, по результатам обращений граждан, исправлен и добавлен исходный текст. Прошу ознакомиться.

  • Начинаю подрабатывать киносценаристом

    По мотивам предыдущего сюжета был моментально выпущен вполне годный (кроме трёх с половиной оговорок) ролик. Наслаждайтесь еще раз, или если читать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments